О кафедре

Кафедра ес­тест­вен­но-на­уч­ных дис­ци­плин бы­ла со­зда­на в 1968 го­ду. В на­сто­я­щий мо­мент целью ра­бо­ты ка­фед­ры яв­ля­ет­ся под­го­тов­ка слу­ша­те­лей до­пол­ни­тель­ных об­ще­о­бра­зо­ва­тель­ных прог­рамм для ино­стран­ных граж­дан и лиц без граж­дан­ства по ма­те­ма­ти­ке, фи­зи­ке, хи­мии, би­о­ло­гии и ин­фор­ма­ти­ке. Кол­лек­тив ка­фед­ры со­став­ля­ют пре­по­да­ва­те­ли, вла­де­ю­щие ме­то­ди­кой обу­че­ния ино­стран­ных уча­щих­ся об­ще­на­уч­ным дис­ци­пли­нам. Сре­ди кол­лек­ти­ва ка­фед­ры – пре­по­да­ва­те­ли с уче­ны­ми сте­пе­ня­ми и зва­ни­я­ми, в том чис­ле – в об­ла­сти те­о­рии и ме­то­ди­ки про­фес­си­о­наль­но­го и пред­про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния.

Уникальность пред­ву­зов­ской под­го­тов­ки ино­стран­ных уча­щих­ся по ма­те­ма­ти­че­ским и ес­тест­вен­но-на­уч­ным дис­ци­пли­нам со­сто­ит в од­но­вре­мен­ном овла­де­нии уча­щи­ми­ся ос­но­ва­ми рус­ско­го язы­ка и пред­мет­ным со­дер­жа­ни­ем об­ще­на­уч­ной дис­ци­пли­ны. Это опре­де­ля­ет вы­бор осо­бых ме­то­дов и при­ё­мов обу­че­ния ма­те­ма­ти­че­ским и ес­тес­твен­но-на­уч­ным дис­ци­пли­нам. Сре­ди них – ори­ен­та­ция язы­ка из­ло­же­ния пред­мет­но­го ма­те­ри­а­ла на язы­ко­вые зна­ния и уме­ния уча­щих­ся, ми­ни­ми­за­ция пред­мет­но­го со­дер­жа­ния обра­зо­ва­ния и ре­чи пре­по­да­ва­те­ля; опре­де­лён­ный темп его ре­чи; при­о­ри­тет на­гляд­но­сти при объ­яс­не­нии но­во­го ма­те­ри­а­ла; стро­гое со­блю­де­ние норм рус­ско­го язы­ка пре­по­да­ва­те­лем; учёт пси­хо­фи­зи­о­ло­ги­че­ских воз­мож­но­стей ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка в обу­че­нии не­род­но­му язы­ку.

Кафедра обе­спе­чи­ва­ет под­го­тов­ку слу­ша­те­лей прог­рам­мам ес­тес­твен­но-на­уч­ной, ме­ди­ко-би­о­ло­ги­че­ской, эко­но­ми­че­ской, ин­же­нер­но-тех­ни­че­ской и тех­но­ло­ги­че­ской, а так­же гу­ма­ни­тар­ной на­прав­лен­но­стей обу­че­ния. Про­цесс обу­че­ния слу­ша­те­лей раз­ных на­прав­лен­но­стей обу­че­ния ре­гла­мен­ти­ру­ет­ся от­дель­ны­ми учеб­ны­ми пла­на­ми, от­ли­ча­ю­щих­ся друг от дру­га пред­мет­ным со­дер­жа­ни­ем, учеб­ным вре­ме­нем, от­во­ди­мым на изу­че­ние дис­ци­плин и фор­мами ито­го­вых ис­пы­та­ний.

С целью ре­а­ли­за­ции бу­ду­щих обра­зо­ва­тель­ных по­треб­но­стей слу­ша­те­лей прог­рамм раз­лич­ных на­прав­лен­но­стей обу­че­ния, на ка­фед­ре раз­ра­бо­та­ны и при­ме­ня­ют­ся в учеб­ном про­цес­се раз­но­о­браз­ные ра­бо­чие прог­рам­мы по опре­де­лен­ной учеб­ной дис­ци­пли­не.
Среди них – 3 программы по физике,
4 программы по математике,
3 программы по информатике,
3 программы по химии
3 программы по биологии.
Программы от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га пред­мет­ным со­дер­жа­ни­ем и учеб­ным вре­ме­нем, от­во­ди­мым на овла­де­ние оп­ре­де­лён­ным учеб­ным ма­те­ри­а­лом. Все прог­рам­мы со­дер­жат де­та­ли­зи­ро­ван­ные до од­но­знач­но­го по­ни­ма­ния ко­неч­ные ре­зуль­та­ты обу­че­ния – пред­мет­ные и язы­ко­вые зна­ния, уме­ния и на­вы­ки в опре­дел­ён­ной на­уч­ной обла­сти. Фор­ми­ро­ва­ние сис­те­мы ко­неч­ных ре­зуль­та­тов вы­пуск­ни­ка прог­рам­мы осу­щест­вля­ет­ся на ос­но­ве кри­те­ри­ев от­бо­ра со­дер­жа­ния обра­зо­ва­ния – фун­да­мен­таль­но­сти, ми­ни­маль­ной до­ста­точ­но­сти в обу­че­нии, пер­спек­тив­но­сти и пре­ем­ствен­но­сти в обу­че­нии.

На се­год­няш­ний день все учеб­ные прог­рам­мы пол­но­стью – на 100 % – обе­спе­че­ны ли­те­ра­ту­рой, со­здан­ной пре­по­да­ва­те­ля­ми ка­фед­ры. Ха­рак­тер­ной осо­бен­но­стью учеб­ной ли­те­ра­ту­ры, при­ме­ня­е­мой в обу­че­нии ма­те­ма­ти­че­ским и ес­тест­вен­но-на­уч­ным дис­ци­пли­нам, слу­жит ее ва­ри­а­тив­ность, ком­плекс­ность и мно­го­функ­ци­о­наль­ность. На­ли­чие учеб­ной ли­те­ра­ту­ры в пе­чат­ном и элек­трон­ном ви­де по­зво­ляет осу­ществ­лять обу­че­ние в оч­ной, ди­стан­ци­он­ной и элек­трон­ной фор­мах.

Для слушате­лей прог­рамм раз­лич­ных на­прав­лен­но­стей обу­че­ния, со­зда­ет­ся раз­лич­ная учеб­ная ли­те­ра­ту­ра. В обу­че­нии ма­те­ма­ти­ке, ин­фор­ма­ти­ке, би­о­ло­гии и пр. дис­ци­пли­нам при­ме­ня­ют­ся из­да­ния, раз­ра­ботан­ные спе­ци­аль­но для слу­ша­те­лей прог­раммы кон­крет­ной на­прав­лен­но­сти обу­че­ния.

В состав ком­плек­са учеб­ной ли­те­ра­ту­ры по опре­де­лен­ной дис­ци­пли­не вхо­дят из­да­ния, по­зво­ля­ю­щие ре­шать раз­лич­ные за­да­чи обу­че­ния. Сре­ди них:

1) базовые учеб­ни­ки и учеб­ные по­со­бия;
2) учебные по­со­бия – «Ра­бо­чие те­тра­ди»;
3) учебные по­со­бия – «Тес­то­вые за­да­ния»;
4) сборники ла­бо­ра­тор­ных ра­бот;
5) сборники за­дач;
6) словари по от­дель­ным дис­ци­пли­нам;
7) учебные по­со­бия, со­дер­жа­щие ука­за­ния к про­ве­де­нию всту­пи­тель­но­го тес­ти­ро­ва­ния, к изу­че­нию ма­те­ма­ти­че­ских и ес­тест­вен­но-на­уч­ных дис­ци­плин.

Главным сред­ством обу­че­ния в ИМО по-преж­не­му оста­ёт­ся учеб­ник. Од­ним из тре­бо­ва­ний, ко­то­рые предъ­яв­ля­ют­ся ди­дак­ти­кой к со­вре­мен­но­му учеб­ни­ку, явля­ет­ся его ад­рес­ность, т.е. его ори­ен­тир на опре­де­лён­ную ка­те­го­рию уча­щих­ся. По мне­нию пре­по­да­ва­те­лей ка­фед­ры, спе­ци­фи­че­ской чер­той учеб­ни­ка или учеб­но­го по­со­бия для обу­ча­ю­щих­ся по до­пол­ни­тель­ным об­ще­о­бра­зо­ва­тель­ным прог­рам­мам для ино­стран­ных граж­дан и лиц без граж­дан­ства, от­ли­ча­ю­щей его от учеб­ной ли­те­ра­ту­ры для дру­гих ка­те­го­рий уча­щих­ся, явля­ет­ся на­ли­чие в нём раз­ви­то­го линг­во­ме­то­ди­че­ско­го ап­па­ра­та – сис­те­мы ме­то­ди­че­ских средств, поз­во­ля­ю­щей эф­фек­тив­но сфор­ми­ро­вать пред­мет­ную и пред­мет­но-ком­му­ни­ка­тив­ную ком­пе­тент­ность уча­щих­ся. Все учеб­ни­ки и учеб­ные по­со­бия, при­ме­ня­е­мые в обу­че­нии ино­стран­цев, со­дер­жат еди­ную, раз­ра­бо­тан­ную на ка­фед­ре струк­ту­ру линг­во­ме­то­ди­че­ско­го ап­па­ра­та. В ее со­став вхо­дят сле­ду­ю­щие эле­мен­ты.

1. Система за­да­ний по управ­ле­нию учеб­но-поз­на­ва­тель­ной де­я­тель­но­стью уча­щих­ся.
2. Словник – пере­чень но­вых слов и сло­во­со­че­та­ний, ко­то­рые вво­дят­ся при объ­яс­не­нии но­во­го ма­те­ри­а­ла.
3. Богатый ил­лю­стра­тив­ный ма­те­ри­ал, спо­соб­ству­ю­щий се­ман­ти­за­ции но­вой лек­си­ки.
4. Выделение язы­ко­вых кон­струк­ций, ти­пич­ных в ком­му­ни­ка­ции на за­ня­ти­ях по опре­де­лен­ной дис­ци­пли­не и впер­вые вво­ди­мых в текс­те.
5. Адаптация язы­ка учеб­ных текс­тов к уров­ню вла­де­ния обу­ча­ю­щи­ми­ся рус­ским язы­ком.
6. Система упраж­не­ний и кон­троль­ных во­про­сов к текс­ту.

К каждому ба­зо­во­му учеб­ни­ку раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся ра­бо­чие те­тра­ди и тес­то­вые за­да­ния. Рабо­чие тет­ра­ди со­зда­ют бла­го­при­ят­ные усло­вия вос­при­я­тия но­вой ин­фор­ма­ции и оп­ти­ми­зи­ру­ют учеб­ное вре­мя, тес­то­вые за­да­ния спо­соб­ству­ют эф­фек­тив­но­му за­по­ми­на­нию но­вой тер­ми­но­ло­гии.

Созданные на ка­фед­ре ме­то­ди­че­ские ука­за­ния по изу­че­нию ма­те­ма­ти­че­ских и ес­тест­вен­но-на­уч­ных ди­сци­плин, слу­жат ори­ен­ти­ро­воч­ной ос­но­вой учеб­ной де­я­тель­но­сти слу­ша­те­лей прог­раммы и при­ме­ня­ет­ся ими на каж­дом за­ня­тии и до­ма. Струк­ту­ру это­го учеб­но­го по­со­бия со­став­ля­ют пре­ди­сло­вие, зна­ко­мя­щее уча­щих­ся с учеб­ны­ми за­да­ча­ми, со­дер­жа­ние под­го­тов­ки по опре­де­лён­ной дис­ци­пли­не и тре­бо­ва­ния к её ко­неч­ным ре­зуль­та­там в ви­де пе­реч­ней ком­пе­тен­ций, спи­сок обя­за­тель­ной и до­пол­ни­тель­ной ли­те­ра­ту­ры, про­грам­мы эк­за­ме­нов и за­чё­тов, кри­те­рии оце­нок зна­ний и ум­ений уча­щих­ся.

Среди техниче­ских средств обу­че­ния, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся на ка­фед­ре в на­сто­я­щий мо­мент, до­ми­ни­ру­ют муль­ти­ме­дий­ные сред­ства. Все без ис­клю­че­ния пре­по­да­ва­те­ли ак­тив­но ис­поль­зуют муль­ти­ме­дий­ные сред­ства в сво­ей ме­то­ди­че­ской и учеб­ной ра­бо­те. Большинство кабине­тов осна­ще­но ком­пью­те­ра­ми, про­ек­то­ра­ми, ин­те­рак­тив­ны­ми дос­ка­ми, что да­ёт воз­мож­ность их при­ме­не­ния на каж­дом за­ня­тии.

Достижение вы­со­ко­го ка­че­ства го­тов­но­сти к обу­че­нию в ву­зе пре­ду­смат­ри­ва­ет фор­ми­ро­ва­ние у слу­ша­те­лей прог­рамм спе­ци­аль­ных пред­мет­ных зна­ний и уме­ний. С этой целью про­во­дят­ся прак­ти­че­ские и ла­бо­ра­тор­ные ра­бо­ты по ин­фор­ма­ти­ке, хи­мии, фи­зи­ке и би­о­ло­гии. Ка­би­не­ты, где про­ис­хо­дит обу­че­ние этим дис­ци­пли­нам, осна­ще­ны всем не­об­хо­ди­мым обо­ру­до­ва­ни­ем для вы­пол­не­ния прак­ти­че­ских и ла­бо­ра­тор­ных ра­бот (сре­ди них – мик­ро­ско­пи­че­ская тех­ни­ка и мик­ро­пре­па­ра­ты, мо­де­ли, хи­ми­че­ская по­су­да, хи­ми­че­ские ре­ак­ти­вы, фи­зи­че­ские при­бо­ры и др.). Обу­че­ние ин­фор­ма­ти­ке идёт в со­вре­мен­ном ком­пью­тер­ном клас­се, ко­то­рый рас­счи­тан на 15 мест.

Сферой на­уч­ных ин­те­ре­сов кол­лек­ти­ва ка­фед­ры яв­ля­ет­ся обу­че­ние ма­те­ма­ти­че­ским и ес­тест­вен­но-на­уч­ным дис­ци­пли­нам в пе­да­го­ги­че­ской сис­те­ме пред­ву­зов­ской под­го­тов­ки ино­стран­ных уча­щих­ся. Ос­нов­ной за­да­чей слу­жит раз­ра­бот­ка ин­но­ва­ци­он­ных тех­но­ло­гий пред­ву­зов­ско­го обу­че­ния ино­стран­ных уча­щих­ся ма­те­ма­ти­ке, ин­фор­ма­ти­ке, фи­зи­ке, хи­мии и би­о­ло­гии.

Методическая ра­бо­та ха­рак­те­ри­зу­ет­ся мно­го­о­бра­зи­ем ви­дов и форм. Сре­ди них – по­иск эф­фек­тив­ных ме­то­дов и средств обу­че­ния ино­стран­цев, со­зда­ние спе­ци­аль­ной учеб­ной ли­те­ра­ту­ры в пе­чат­ном и элек­трон­ном ви­де, фор­ми­ро­ва­ние элек­трон­ных баз дан­ных по от­дель­ным дис­ци­пли­нам.

Традицией рабо­ты ка­фед­ры яв­ля­ет­ся по­сто­ян­ный мо­ни­то­ринг успе­ва­е­мо­сти вы­пуск­ни­ков. Она успеш­ная: по­да­вля­ю­щее чис­ло сту­ден­тов пер­во­го кур­са мно­гих ву­зов стра­ны, – на­ших вы­пуск­ни­ков, пре­о­до­ле­ва­ет по­рог пер­вых зим­ней и лет­ней сес­сий. По­след­нее по­зво­ля­ет нам с уве­рен­но­стью го­во­рить о вер­но­сти выб­ран­но­го ка­фед­рой пу­ти по ор­га­ни­за­ции и осу­ществ­ле­нии под­го­тов­ки ино­стран­ных уча­щих­ся к осво­е­нию прог­рамм выс­ше­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния.