В рамках работы над модулем 10 проекта PolidEU с 19 по 21 июня кафедрой французской филологии ВГУ был проведен II научно-практический семинар для учителей французского языка «Учет идентичности обучающихся на уроке иностранного языка и формирование межкультурной компетенции». Новшеством этого года стало расширение географии участников: в семинаре приняли участие 19 учителей из средних общеобразовательных школ и гимназий г. Воронежа и Воронежской области (г. Лиски, с. Хреновое, с. Воробьевка, с. Дивногорье, с. Митрофановка, г. Калач).

На открытии семинара к участникам с приветственным словом обратились начальник Управления международного сотрудничества Олег Беленов и декан факультета романо-германской филологии Ольга Борискина. Они подчеркнули важную роль учителей в формировании идентичности учеников и пожелали участникам успешной работы.

Семинар открыла руководитель проекта PolidEU профессор Елена Алексеева. Она подробно рассказала об акции программы Erasmus+ Жан Моне и представила результаты проекта PolidEU за два года его реализации, структуру учебного модуля Жан Моне, в рамках которого проводился семинар. В качестве медиаторов семинара выступили как отечественные, так и зарубежные эксперты. Работа семинара проходила в виде лекционных занятий и проектной работы участников. Член рабочей группы проекта PolidEU, доцент кафедры французской филологии Светлана Булгакова осветила вопросы роли идентичности в лингвистической политике ЕС в условиях мультикультурализма и проанализировала разработанные ЕС механизмы формирования межкультурной компетенции. Доценты кафедры французской филологии Татьяна Козюра и Алла Щербакова представили подходы к определению межкультурной компетенции и ее составляющих, инструменты оценивания уровня сформированности межкультурной компетенции, типологию упражнений, направленных на ее формирование.

Тему формирования межкультурной компетенции продолжила в формате видеоконференции г-жа Натали Фабри, директор магистерской программы Менеджмент туризма Университета Пари-Эст-Марн-ля-Валле (Париж, Франция), с которым у ВГУ на протяжении десяти лет реализуется программа двойного диплома. Она рассказала об инновационной технологии оценивания, используемой в рамках компетентностного подхода, – электронном портфолио – и возможностях его использования на уровне высшего и среднего образования.

Одной из проблем для обсуждения стало изучение возможностей вовлечения средних школ в сферу международного сотрудничества. Директор гимназии им. И.С. Никитина с углубленным изучением французского языка Жанна Каверина и учитель гимназии Наталья Кутузова рассказали об опыте включения гимназии в контекст международной деятельности и обсудили перспективы сетевого сотрудничества с представителями других школ города и области. В этой связи Светлана Булгакова представила участникам семинара интернет-платформы, на базе которых возможна реализация международных телекоммуникационных проектов с участием средних школ. В продолжение темы член рабочей группы проекта PolidEU, директор Центра международных проектов и программ ВГУ Алла Акульшина рассказала о возможностях сотрудничества средних учебных заведений с ВГУ в рамках международных проектов программы Erasmus+.

Участники семинара осуществили практическое применение полученных знаний в виде проектных заданий: они провели сопоставительный анализ заданий, направленных на развитие межкультурной компетенции в отечественных и зарубежных учебно-методических комплексах, а затем приступили к разработке собственной системы упражнений, на основе предложенных организаторами семинара аутентичных видеодокументов.

Также перед учителями выступил стажер Регионального центра франко-российского сотрудничества, магистрант университета Лилль 3 Николя Брежон. Он поделился своим опытом интеграции в новой стране и ответил на вопросы слушателей.

В заключение всем учителям были вручены сертификаты участников семинара. Рабочая группа проекта PolidEU выражает благодарность всем учителям за активное участие в реализации проекта.